Огромная роль
чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. Почему так
важно научить ребенка навыкам и умениям осмысленного чтения художественных и
научно-популярных текстов? Как это сделать? Читайте об этом в нашей статье.
Умения и навыки чтения имеют общеучебный характер,
используемый при изучении любых предметов, не говоря уже о внешкольной жизни.
Педагоги давно заметили: если к концу начальной школы ученик все еще плохо
читает, то при переходе на следующую ступень обучения у него неизбежно начнутся
проблемы с оценками. И это неспроста, ведь скорость чтения является важнейшим
из факторов, влияющих на успеваемость.
Оговоримся, что речь идет не о скорочтении, скорость которого
превышает 300 слов в минуту, а о чтении в темпе разговорной речи со скоростью
120-150 слов в минуту. Именно такой темп дает наилучшее понимание текста
учениками. При повышении скорости до 180 и более слов ухудшается понимание
текста, равно как и при замедлении темпа чтения до скорости менее 120 слов в
минуту. И в том, и в другом случае ученик, чтобы понять текст, вынужден
прочитывать его по два, а то и по три раза.
Почему так важна оптимальная скорость чтения? Объясним на
примере. Скажем, если у семиклассника скорость чтения составляет менее 60 слов
в минуту, то такой ученик обречен на хроническую неуспеваемость. Арифметика
проста: только для того, чтобы прочитать весь текст устного домашнего задания,
размер которого в средних классах в среднем составляет около 6,5 тысяч слов,
такому ученику потребуется более двух часов. А ведь нужно еще выполнять
письменные задания, да и собственно уроки в школе тоже занимают немало времени!
Стоит ли после этого удивляться плохим отметкам?
Хорошая скорость чтения важна и для общего развития ребенка. В
процессе чтения совершенствуется устойчивость внимания и оперативная память, а
эти два показателя, в свою очередь, напрямую влияют на умственную
работоспособность. Получается замкнутый круг: дети с хорошей скоростью чтения
обычно помногу читают и лучше учатся, что побуждает их читать еще больше, тем
самым еще сильнее развивая перечисленные свойства психики. Впрочем, даже если у
ученика низкая скорость чтения, на нем нельзя ставить крест, ведь скорость
чтения относится к тем показателям, которые можно и нужно развивать.
В частности, полезно выполнять с детьми тренировочные
упражнения по отработке техники чтения, причем делая упор не на длительность, а
на частоту таких занятий. Идеально, если продолжительность таких упражнений не
будет превышать пяти минут, зато повторять такие пятиминутки стоит не менее
трех раз в день.
Заметный эффект приносят жужжащее чтение, когда ученики читают
все разом, проговаривая слова вполголоса, каждый в своем темпе, кто быстрее, а
кто медленнее. Если ребенок не любит читать, то с ним можно попробовать
работать в режиме щадящего чтения, при котором прочитывание одной-двух строчек
чередуется с кратковременным отдыхом.
Также ученикам время от времени стоит предлагать
посоревноваться с самими собой: прочитать текст вполголоса, отметив место, до
которого успели дочитать, а потом повторно прочесть тот же самый отрывок и
сравнить с первым результатом. Естественно, во второй раз детям удается прочитать
на несколько слов больше, что вызывает у них положительный эмоции и стимулирует
дальнейшую работу над техникой чтения. Такой замер скорости чтения обычно
проводится в конце урока и занимает 3-4 минуты.
Помните и о том, что если конкретный ребенок читает с
несвойственной ему скоростью, стремясь во что бы то ни стало угнаться за другим
учеником, то он невольно искажает слова и делает другие ошибки, которые в
конечном итоге приводят к непониманию содержания текста. Поэтому важно уделять
внимание не только развитию скорости чтения, но и формированию навыков
правильного чтения с четким проговариванием каждого слова, без повторов или
искажений. Последнему хорошо способствует заучивание наизусть стихов, работа со
скороговорками и долгоговорками, образцовое чтение учителя, предварительное
чтение «про себя». Кроме того, правильность чтение во многом зависит от позы
ученика и оптимального расстояния между глазами и текстом.
Еще один фактор, от которого напрямую зависит успеваемость
школьника, - это осознанность чтения, под которой понимается умение читателя в
полной мере понять содержание текста. Проверить, насколько осознанно читает
ребенок тот или иной художественный отрывок, можно в ходе беседы по
прочитанному, задавая ему вопросы, касающиеся фактического содержания,
понимания причинно-следственных связей и собственной оценки действующих лиц.
Полезно включать в занятия упражнения по многократному
перечитыванию текста, каждый раз с определенным заданием. Огромное значение
имеет и помощь родителей, которым всякий раз, как ребенок дома читает им вслух,
необходимо проявлять живой интерес к содержанию рассказа.
Подводя итог, напомним, что развитие навыков беглого и
осознанного чтения происходит не за один день и требует немалого труда, как от
учителя, так и от самих учеников, однако рано или поздно все усилия окупаются
сторицей. Едва дети начинают быстро и с интересом читать, едва у них возрастает
осмысленность чтения, так сразу же заметно повышается успеваемость по русскому
языку, математике и другим предметам. Активизируя процессы мышления, быстрое и
осмысленное чтение служит одним из лучших способов совершенствования учебного
процесса как в начальной школе, так и в средних и старших классах.