Аннотация к рабочим программам по «Всеобщей истории» в 5-11 классах.
5 класс
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по предмету "Всеобщая история" А. Вигасин, Г. Годер. История Древнего мира.-М.: Просвещение, 2014. Данная программа ориентирована на использование учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой под редакцией А. А. Искандерова, М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Цель изучения курса «История Древнего мира» - освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи:
- Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
- развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника;
- формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
6 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной государственной программы, требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в 6 классе по всеобщей истории, программы Е.В. Агибалова, Г.М.Донской // сб. Программы общеобразовательных учреждений. История, Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008 г. Программа реализуется с использованием учебника Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. «Просвещение», 2011.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы исторической эпохи, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях истории средних веков. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории и ее хронологической преемственности с всемирной историей;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и цен-ностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Основные требования к освоению программы:
знать:
- -знать основные этапы и ключевые события Всеобщей истории и выдающихся деятелей истории;
- -знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- -знать изученные виды исторических источников;
уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- использовать тест исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимые фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Изучая историю на данной ступени обучения, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий данного исторического периода, характеризует культуру, исторически сложившуюся социальную систему. Изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути человечества, развивать навыки работы с различными типами исторической информации.
7 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы, требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в 7 классе по всеобщей истории, авторской программы по всеобщей истории А.Я. Юдовской, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина// сб. Программы общеобразовательных учреждений. История, Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008 г. Программа реализуется с использованием учебника А.Я. Юдовской, П.А.Баранова, Л.М. Ванюшкиной «История Нового времени. 1500 – 1800», М., «Просвещение», 2011.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории и ее хронологической преемственности с всемирной историей;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и цен-ностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Основные требования к освоению программы:
знать:
- -знать основные этапы и ключевые события Всеобщей истории и выдающихся деятелей истории;
- -знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- -знать изученные виды исторических источников;
уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- использовать тест исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимые фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Изучая историю на данной ступени обучения, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий данного исторического периода, характеризует культуру, исторически сложившуюся социальную систему. Изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути человечества, развивать навыки работы с различными типами исторической информации.
8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы, требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в 7 классе по всеобщей истории, авторской программы по всеобщей истории А.Я. Юдовской, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина// сб. Программы общеобразовательных учреждений. История, Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008 г. Программа реализуется с использованием учебника А.Я. Юдовской, П.А.Баранова, Л.М. Ванюшкиной «История Нового времени. 1500 – 1800», М., «Просвещение», 2011.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы исторической эпохи, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях России и мира XIX века. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории и ее хронологической преемственности с всемирной историей;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Основные требования к освоению программы:
знать:
- -знать основные этапы и ключевые события Всеобщей истории и выдающихся деятелей истории;
- -знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- -знать изученные виды исторических источников;
уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- использовать тест исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимые фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Изучая историю на данной ступени обучения, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий XIX века, характеризует культуру, исторически сложившуюся социальную систему. Изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути человечества, развивать навыки работы с различными типами исторической информации.
9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной государственной программы, требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в 9 классе по всеобщей истории зарубежных стран, на основе авторской программы О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа по новейшей истории для 9 класса// сб. Программы общеобразовательных учреждений. История, Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008 г. Программа реализуется на основе учебника О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история», 9 класс. М., «Просвещение», 2013. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы исторической эпохи, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях мира XX века. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории и ее хронологической преемственности с всемирной историей;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и цен-ностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Основные требования к освоению программы:
знать:
- -знать основные этапы и ключевые события Всеобщей истории и выдающихся деятелей истории;
- -знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- -знать изученные виды исторических источников;
уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- использовать тест исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимые фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Изучая историю на данной ступени обучения, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий данного исторического периода, характеризует культуру, исторически сложившуюся социальную систему. Изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути человечества, развивать навыки работы с различными типами исторической информации.
11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования, примерной государственной программы, требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в 11 классе по новейшей истории зарубежных стран, и на основе авторской программы по всеобщей истории Н.В. Загладина. Программа курса «Всемирная история: XX век. 11 класс». М., «Русское слово».2012. учебника Программа реализуется на основе учебника Н.В. Загладина «Всеобщая история. Конец XIX – начала XX века. 11 класс»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал обозначенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий. Главным остается цель исторического образования – знание истории Отечества и мира, формирование у обучающихся гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Основополагающие принципы программы: включение истории России в мировую историю как одной из ее важнейших частей; последовательное проведение принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок, выявление альтернатив развития на крутых переломах развития с последующим выяснением причин реализации одной из них; оценка различных точек зрения историков на ключевые явления и события; уважение права обучающегося на собственное, обоснованное мнение.
Всеобщая история позволяет дать обучающимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобальному миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру.
В освещении истории синхронизированы современные научные подходы. Это позволяет глубже раскрыть сущность различных исторических эпох, показать исторические судьбы регионов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей. Отсутствует дробление истории на конкретные описания истории отдельных стран, и выявляется магистральная направленность и важнейшие характеристики истории эпох и регионов.
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
должны знать/понимать:
- факты, явления. процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
- особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира;
- периодизацию отечественной и всемирной истории, даты;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)
- устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
- представлять результаты изучения исторического материала в конспектах, реферате, рецензии;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
владеть компетенциями:
- информационной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- познавательной.